Десять способов манипулирования людьми с помощью СМИ
Ноам Хомский составил список «10 способов манипулирования» с помощью
средств массовой информации.
1- Отвлечение внимания
Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания
людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими
и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения
информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием
отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам
возможности получать важные знания в области науки, экономики,
психологии, нейробиологии и кибернетики.
«Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем,
переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того,
чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось
времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные
(цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).
2- Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения
Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается
проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать
определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало
принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить
раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые
теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов
об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей
гражданские свободы.
Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как
необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы
городских служб.
3- Способ постепенного применения
Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять
ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были
навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм)
в 80-х и 90-х годах прошлого века.
Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность,
нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже
не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно,
то наверняка привело бы к революции.
4- Отсрочка исполнения
Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы
представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться
в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем.
Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.
Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому,
что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то,
что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него
требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени
для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их,
когда наступит время.
5- Обращаться к народу как к малым детям
В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую
публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация,
как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии
или умственно неполноценных индивидуумах.
Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем
в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты.
Почему? «Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или
меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека,
с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая
оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.
6- Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления
Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный
на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу,
а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего.
С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть
дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания,
страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения...
7- Держать людей в невежестве, культивируя посредственность
Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы,
используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле.
«Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам,
должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество,
отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне,
который не смогут преодолеть низшие классы.
8- Побуждать граждан восторгаться посредственностью
Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным...
9- Усиливать чувство собственной вины
Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях,
которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей
или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать против
экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя
во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе
прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не может!
10- Знать о людях больше, чем они сами о себе знают
В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию
все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями,
которыми обладают и пользуются господствующие классы.
Благодаря биологии, нейробиол