Отредактировано:16.07.07 19:47
ИСПОВЕДЬ, или Почему мы на нее не ходим - и не хотим
Один из наших друзей, а именно Колька Каляскин, написал совершенно замечательный пост про черные дыры. Цитирую:
[I]
"Черные дыры" в нас...
Откуда, зачем, как важно?...
Конечно, думал я об этом давно-давно, с тех пор, наверное, как впервые услышал выражение: "В тихом омуте черти водятся"...
Тогда все это было размыто, на уровне реальной "дыры" в мыслях, чего-то такого огромного и темного...
Вы замечали за собой, да - желание сделать что-то такое, отчего потом сами себе места не находите, корите и ругаете? - Но ведь все равно "тянет"...
Когда-то я придумал такое: "Если бы люди не совершали плохих поступков, кто знает, насколько меньше было бы хороших?" - ведь только тот, кто познал всю глубину ПАДЕНИЯ, ценит каждый шажок ВОСХОЖДЕНИЯ, ценит Жизнь во всех ее проявлениях.
Не бойтесь.
Не бойтесь и не прячьте свои "черные дыры".
Не бойтесь ими делиться с близкими - а остальные и не поймут.
Не бойтесь раскрывать их, давать выход - и однажды "темное" уйдет. и вы - ПРОСВЕТЛЕЕТЕ.
И потом, когда будете воспитывать детей, - вспомните СЕБЯ...
Все нужно пройти.
Главное - НЕ БОЯТЬСЯ ИДТИ. [/I]
Что-то меня в этом посте особенно зацепило, я даже не сразу поняла - что именно... А, вот:
[B][I]Не бойтесь и не прячьте свои "черные дыры".
Не бойтесь ими делиться с близкими - а остальные и не поймут.
[/B][/I]
По-моему, раскрывать свои "черные дыры" - это значит исповедаться. Не так ли? А на исповедь обычно ходят в храм.
[COLOR=darkgreen]Уточняю: здесь и далее говорится о христианских храмах и христианском подходе. Да, я в курсе, что у нас многоконфессиональная страна. Нет, я не хочу сейчас рассматривать все подходы - это будет не пост, а научная монография. А я не ученый.
Нет, я не принадлежу ни к одной из известных конфессий - и не являюсь атеистом. Я просто верю в Бога.
А теперь продолжим.[/COLOR]
В XX веке появилась альтернатива: исповедаться психоаналитику. Или это она в XIX появилась? Я точно не помню, но это не суть важно.
Важно то, что традиция эта - ходить на исповедь к человеку, не облаченному в рясу - прижилась в Европе, а затем махровым пышным цветом расцвела в США.
Я все думала: почему же? Может, прихожанам священников не хватает? Может, среди них формализм наблюдается? Или, может, все дело в атеизме, бурное развитие которого предшествовало возникновению психоанализа в качестве альтернативы традиционному облегчению души от греха?
Отчасти так, но есть и еще кое-что. И это "кое-что" - необходимость раскаяния, которая возникает, когда приходишь на исповедь в храм. Психоаналитики составили достойную конкуренцию священнослужителям именно потому, что убрали из исповедального процесса всего одну - но очень значимую составляющую. Они лишили нас права на чувство вины.
В самом деле, исповедь в христианском храме ничего вам не стоит - но там вы обязаны покаяться, ведь в этом весь смысл происходящего. Именно раскаяние приводит вас к очищению от тяжести.
Многочисленные психологические методики и некоторые духовные практики провозглашают принцип невиновности. Они утверждают, что чувство вины по сути своей деструктивно, что испытывая его, человек лишает себя перспектив. Поэтому человеку нет смысла чувствовать себя виноватым.
Правда, часть терапевтов и почти все конструктивно настроенные духовные идеологи предлагают заменить чувство вины на чувство ответственности. Казалось бы, очень здравая идея. Зачем чувствовать себя виноватым, если можно просто взять на себя ответственность и исправить положение?
Но, во-первых, не всякое положение можно исправить. А во-вторых, общество ведь хитро устроено: чувство вины способны испытывать практически все - а ответственность в полной мере осознает только активная часть общества. Здоровые молодые лидеры, скажем так. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что их количество в любой стране колеблется около 30 процентов - за исключением послевоенных эпох.
Здоровые молодые лидеры охотно приходят не только к психоаналитикам, но и на разные тренинги, семинары и проч. Им нравится преодолевать препятствия - проходить тестирование, разгадывать загадки чужой и собственной души - и выслушивать в конце мероприятия приятные слова в свой адрес. Своего рода спорт.
К исповеднику ходить далеко не так комфортно (см. выше).
Самое интересное, что до сих пор я повествовала о европейских и американских тенденциях. В России все сложилось несколько иначе, и вот почему.
До революции православная церковь имела в России весьма сильные позиции. Так что, вероятнее всего, альтернативные исповедники попросту не смогли бы иметь достаточное количество русских клиентов.
После прихода к власти Сталина коммунистическая идеология лишила православных священников права на массовую исповедальную практику. Но и психология была объявлена наукой буржуазной. Зачем это было сделано - другой вопрос, за ответом на него рекомендую обратиться к Оруэллу и Замятину.
Но исповедь как таковая, отпущение грехов - они на целых 70 лет были как бы вычеркнуты из жизни. Как бы - потому что де-факто они продолжали существовать. Только теперь они стали публичными - и больше напоминали гражданскую казнь.
Люди постарше помнят, о чем я говорю - а юному поколению сообщаю: в Советском Союзе существовала только одна партия - коммунистическая, а состояло в ней, уж не помню наизусть сколько, но кажется, как минимум 70 процентов партспособного, т.е. взрослого и трудоспособного населения. Молодежные организации, пионерия и комсомол, охватывали и того больше, процентов 90-95 от всех, кто подходил по возрасту...
[I]Продолжение в комментах
[/I]